РЕКОМЕНДАЦИИ по организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в период осенних каникул (30.10.2021-07.11.2021)
Воспитательная работа в период осенних каникул направлена на создание условий для полноценного отдыха и оздоровления, снятия у учащихся эмоционального и интеллектуального напряжения, обновления физических и духовных сил, укрепления здоровья.
При организации воспитательной работы в каникулярный период следует максимально учитывать условия, связанные с эпидемиологической ситуацией. Для этого необходимо неукоснительно соблюдать санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 (в редакции от 30.10.2020 № 92) https://pravo.by/upload/docs/op/W22035251p_1586552400.pdf, временные методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения инфекции COVID-19 http://minzdrav.gov.by/ru/novoe-na-sayte/vremennye-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-pri-covid-19/.
На официальных сайтах учреждений образования, информационных стендах в обязательном порядке для всех участников образовательного процесса доводится информация об организации воспитательной работы с учащимися на осенних каникулах.
В текущем году особое внимание уделяется организации в каникулярный период работы оздоровительных лагерей.
При организации мероприятий в данных лагерях рекомендуется более активно взаимодействовать с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел Республики Беларусь). В данной деятельности необходимо использовать потенциал руководителя по военно-патриотическому воспитанию.
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного эффекта и сохранения в дальнейшем работоспособности учащихся, необходимо широкое проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на открытом воздухе, если это позволяют погодные условия.
Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся во внеучебное время, в том числе во время осенних каникул, в форме физкультурных праздников, дней здоровья и спорта, фестивалей и др.
При организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий необходимо обратить внимание на использование государственной символики, приобщающей учащихся к основам идеологии нашего государства, формированию чувства любви и уважения к Родине, гордости и ответственности за ее достижения и развитие, способствующей патриотическому воспитанию подрастающего поколения и гражданскому становлению.
Спортивные нагрузки в различных соревнованиях, во внеклассных мероприятиях спортивного профиля (квесты, игры по станциям, спортивные эстафеты и др.) должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности учащихся, а также метеоусловиям, если они организованы на открытом воздухе.
Наилучшим сочетанием различных видов деятельности является двигательная активность учащихся на свежем воздухе: различные подвижные и спортивные игры и праздники, организация общественно полезного труда, проведение различных трудовых, волонтерских акций и др.
Планируя воспитательную работу, следует учесть пожелания и запросы учащихся и их законных представителей, принять должные меры по созданию педагогически целесообразных условий обеспечения занятости разнообразными полезными и содержательными делами.
Классные руководители, организуя работу с учащимися, могут использовать воспитательный потенциал образовательных экскурсий: посещение разноплановых экскурсионных объектов, туристических маршрутов местного значения с учетом принципа территориальной доступности, включение в проводимые воспитательные мероприятия регионального краеведческого компонента.
В каникулярные дни классные руководители продолжают оказывать педагогическую поддержку в реализации совместных интернет-проектов с учащимися (блог класса, электронная газета, видеоканал и др.), что также способствует активизации онлайн-общения и сотрудничества.
В период осенних каникул продолжается совместная работа классных руководителей и специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования с учащимися, которые требуют повышенного внимания, и их законными представителями. В целях повышения уровня правового сознания и правовой культуры обучающихся в каникулярный период рекомендуется организовать мероприятия по правовому просвещению участников образовательного процесса.
Практику проведения воспитательных мероприятий для законных представителей несовершеннолетних по усилению их правовой компетентности (родительские собрания, занятия в родительских университетах, заседания клубов и др.) рекомендуется поддерживать в дистанционной форме.
В помощь родителям и педагогам на сайте факультета социально-педагогических технологий учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка» действует онлайн-платформа «Родительский университет» https://roduniversitet.bspu.by/, на которой представлены материалы по семейной педагогике, лучший опыт воспитания детей, видеосюжеты и др.
В условиях распространения инфекции COVID-19 актуальным аспектом деятельности педагога-психолога на осенних каникулах является реализация запланированных мероприятий с использованием современных информационно-коммуникационных форм и технологий, например, таких как:
онлайн-просвещение и профилактика посредством создания электронных библиотек, коллекций видеофильмов и др.;
онлайн-диагностика через сеть Интернет с использованием опросов и тестов, созданных с помощью Интернет-конструкторов;
онлайн-консультирование через электронную почту по принципу «телефон доверия», социальные сети, с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp;
коррекция и развитие при помощи онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн-игр.
Максимальное использование потенциала не только учреждений общего среднего образования, но и социокультурной среды (учреждений культуры, спорта, здравоохранения и др.) – залог интересной и содержательной воспитательной работы в каникулярный период. В дни школьных каникул воспитательные мероприятия предлагают учреждения дополнительного образования детей и молодежи. На сайтах Национального центра художественного творчества детей и молодежи (https://www.nchtdm.by), Республиканского центра экологии и краеведения (https://rcek.by), Национального детского технопарка (https://ndtp.by) размещена актуальная информация об условиях проведения республиканских мероприятий, которые будут проводиться как в традиционном, так и в дистанционном формате. В период с 29.10.2021 по 23.01.2022 в Национальном историческом музее Республики Беларусь будет проходить выставка «Музей елочных игрушек». Данная экспозиция представляет собой одну из самых больших в мире коллекций елочных игрушек.
Главное условие для качественного оздоровления учащихся при организации мероприятий в каникулярный период – создание для всех участников образовательного процесса развивающей среды с максимальным обеспечением безопасности.
При организации воспитательной работы на каникулах приказом по учреждению образования необходимо назначить ответственных лиц за обеспечение безопасных условий при проведении воспитательных мероприятий. С педагогическими работниками, которые организуют экскурсии (туристические походы), выходы за пределы учреждения образования, в обязательном порядке следует провести целевой инструктаж с оформлением в журнале регистрации инструктажа по охране труда. С учащимися следует провести беседы по правилам безопасного поведения на осенних каникулах, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. В каждом классе с приглашением сотрудников структур Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственной автомобильной инспекции, медицинских работников следует провести профилактические беседы о безопасном поведении на реках и водоемах, на железнодорожных и автомобильных дорогах, соблюдении норм поведения в общественных местах. Необходимо провести тематические беседы с законными представителями несовершеннолетних о том, что недопустимо оставлять детей без присмотра взрослых.
Каникулярный период должен стать для учащихся периодом полезной досуговой деятельности, восстановления и накопления сил.