Голосование
Какой Ваш главный мотив в учёбе?
Всего 604 человека

Пальцы помогают говорить

Дата: 29 апреля 2020 в 11:41, Обновлено 11 мая 2020 в 09:40

Блог учителя-дефектолога : Мелкая моторика                                       "ПАЛЬЦЫ  ПОМОГАЮТ  ГОВОРИТЬ"  

    Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти  руки к письму и , что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

   Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 - 5 минут ежедневно.

   Для того, чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приёмы:

  • показ при помощи рук различных изображений;
  • изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д. ;
  • конструирование из счётных палочек;
  • резание по контуру, вырезание предметов по контуру « на глаз »;
  • обрывание бумаги разной плотности и фактуры, сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги;
  • нанизывание бусинок, пуговиц, шнурование;
  • самомассаж пальцев и кистей рук;
  • пальчиковые игры;

Самомассаж кистей и пальцев рук

  1. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  2. Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
  3. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  4. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
  5. Грецкий орех положить между двумя ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
  6. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

Пальчиковые игры и упражнения

« Утюжок »

( Прокатывание карандаша по поверхности стола.)

      Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. « Прогладь »карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

« Добывание огня »

( Прокатывание карандаша между ладонями )

      Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

« Горка »

( Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. )

      Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

« Замок »

Текст  стихотворения

Описание движений

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

Быстрое соединение пальцев в замок.

Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.

Выполняются волнообразные движения кистями рук.

Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку.

Пальцы расцепились.

" Змейки"

 Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

hello_html_m178476a8.jpghello_html_20bb623b.jpg

По точкам 

Оборудование: лист с изображением фигур (см. рис.), карандаш.


hello_html_m724c2486.jpg

Описание упражнения. Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

"Ухо-нос"

Описание упражнения. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук "с точностью до наоборот".

"Кулак-ребро-ладонь"

Описание упражнения. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

hello_html_1c7bc0f3.jpg

Авторский блог "Непоседы": Развитие мелкой моторики

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.