Голосование
Какой Ваш главный мотив в учёбе?
Всего 604 человека

Самоконтроль на письме

Дата: 12 мая 2020 в 14:12

Формирование навыка самоконтроля на письме

                Многие учащиеся начальной школы при письме допускают большое количество ошибок, при этом дети не замечают эти ошибки ни в процессе письма, ни при его проверке. Эти ошибки не имеют стойкого и постоянного характера. Повторная запись текста отличается от предыдущей количеством ошибок, их местом в тексте и характером. Всё  это свидетельствует о несформированности у младших школьников приёмов самоконтроля при письме разной степени выраженности.

          Низкий самоконтроль при письме у младших школьников характеризуется следующим:

  • Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
  • Часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых заданий.
  • Ребёнок не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствия.
  •  Ученик некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе, когда оно тут же меняется на противоположное.
  •  Школьник неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Ошибок, допущенных другими учениками, так же не замечает.
  •  Ученик обращает внимание лишь на нарушение внешних требований ("грязно", "загнуты углы").
  •  При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки ребёнок действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.

     Для развития контроля за собственной письменной продукцией можно рекомендовать несложные приёмы, которые родители могут использовать при подготовке с детьми домашнего задания.

Приём «Шифровка текста заданными буквами».

  • Только гласными (взрослый произносит слово или предложение, ребёнок «шифрует» его – пишет гласные буквы, а согласные обозначает черточками).

Например, слово машина, будет выглядеть так: _ а _ и _ а.

  • Только согласными (взрослый произносит слово или предложение, ребёнок «шифрует» его – пишет согласные буквы, а гласные обозначает черточками).

Например, слово стройка, будет выглядеть так: стр _ йк _ .

  • Только «ь» (взрослый произносит слово, ребёнок «шифрует» его – пишет только букву «ь», а все остальные буквы обозначает черточками).

Например, слово больше, будет выглядеть так: _ _ _ ь _ _ .

Чтение  текста с установкой.

Например, читай и выполняй задание: все буквы А зачёркивай, О - подчеркивай. Можно использовать разные буквы от одной до пяти. Задание выполняется строго 5 минут каждый день.

Использование правил проверки написанного.

Ребёнку даётся установка:

1. Читай предложение вслух.

2. Подходят ли слова друг к другу?

3. Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог чертой, начиная с последнего слова. ВАЖНО!  Чтение предложения с последнего слога необходимо для предупреждения  «угадывающего» чтения.

                           3            2           1

Образец: Маша рисует петушка.

Использование комментированного письма.

      Комментирование не ограничивается четким проговариванием звуков и слогов, оно может быть расширено на стадии записи предложений, затем постепенно сворачиваться. Пример: ребенок четко произносит все предложение, говорит: «Пишу первое слово». Называет слово, записывает его по слогам с проговариванием слогов и выделением голосом гласных. Если слово заканчивается согласным — этот согласный называется «замочком» и выделяется («спит»: замочек — «т»). Следующие слова в предложении записываются аналогично.

УСПЕХОВ ВАМ!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.